Ритм.Под ритмом интерьера подразумевается создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя смену элементов (скажем, при чередовании черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку это ведет к монотонности интерьера.
Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств. Доминанта.Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то дизайнеру приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или за счет цветового контраста.
Гармония. Под гармонией имеется в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов или путем обозначения ведущей темы или стиля, а многообразие достигается за счет использования контраста и прогрессии в выборе частей и их сочетании. Важно помнить, что гармония предполагает взаимосвязанность всех элементов интерьера, т.е. гармоническое соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности.
Форма и контур.И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами – квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.
Цвет - один из важнейших элементов интерьера (бесцветный интерьер просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Первый шаг в выборе будущей палитры сделайте, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле high-tech может быть построен на цветовом контрасте ("родителеями" high-tech были минимализм и поп-арт; последний как раз позволяет использовать яркие, открытые цвета). Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать полотно поп-арта.
Текстура — особое свойство поверхности, вытекающее из ее трехмерной структуры. Чаще всего термин «текстура» употребляют для описания относительной гладкости или шероховатости поверхности. Ею можно охарактеризовать свойства знакомых нам материалов: шероховатость камня, волокнистость древесины, переплетение нитей ткани.
Различают два основных типа текстуры. Тактильная текстура реальна — ее можно ощутить при прикосновении. Визуальная текстура видима только глазом. Любая тактильная текстура является также и визуальной. Вместе с тем визуальная текстура может быть иллюзорной или реальной.
Наши органы зрения и осязания тесно взаимосвязаны. Когда мы видим визуальную текстуру поверхности, то часто ощущаем ее тактильные свойства, даже не прикасаясь к ней. Эта реакция основана на ассоциациях с подобными материалами, с которыми мы уже имели дело.